Расширенный поиск Новости и Статьи Контакты Свежие объявления Подать объявление Русский English rss

Параметры поиска
Стоимость (RUB)


Свято-Троицкий мужской монастырь. Тарасково.

"- В чём сила, брат?

- В деньгах сила.

- Нет, брат, сила в правде..."

"Amicus Plato, sed magis amica veritas" –

"Платон мне друг, но истина дороже",

(Сервантес "Дон-Кихот", 1615)

По выходным дням большие и маленькие автобусы, отечественные легковушки и иномарки приезжают в село Тарасково, чтобы посетить Свято-Троицкий мужской монастырь. Со всех концов России приезжают сюда паломники чтобы причаститься к афонской чудотворной иконе «Всецарица» и святым источникам, которые дают начало исторической горнозаводской реке Нейве. Посещение села Тарасково стало богоугодным делом для всякого православного христианина.

Эту церковь из красного кирпича я знаю с детства, когда я слышал о том, что местные коммунисты не смогли разрушить ее, так как после взрыва церковь устояла – только купола разрушились. Разобрать на кирпичи не смогли, так как разборке кладка не поддавалась. Больше ее взрывать не стали. И здание служило советской власти сначала в качестве колхозного зернохранилища, сельского клуба и лыжной базы.

Мало кто из местных жителей в советское время знал, в честь кого была построена эта церковь. А кто знал – тот молчал. В 1994 году ее передали Русской Православной Церкви, и на месте ее появился Свято-Троицкий мужской монастырь. Об этом свидетельствует документ, выложенный на официальный портал сайта:

«…Из журнала № 59 заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2003 года, который состоялся в Патриаршей резиденции в Чистом переулке. Возглавлял это заседание Священного Синода Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II:

«СЛУШАЛИ:

1. Прошение Преосвященного архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия о благословении на открытие мужского монастыря во имя Святой Троицы в селе Тарасково близ города Новоуральска Свердловской области и об утверждении настоятеля обители.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Благословить открытие мужского монастыря во имя Святой Троицы в селе Тарасково близ города Новоуральска Свердловской области.

2. Утвердить настоятелем обители иеромонаха Алексия (Малетина)».

Никто из местных жителей не противился этому событию. Монастырь так монастырь. Свято-Троицкий – так Свято-Троицкий. И время постройки определили, правда, не досконально точно, но все же там же на сайте информируют:

«Тарасково. Троицы Живоначальной, монастырь. Дата постройки: Между 1903 и 1906. Архитектор: не известен…Тарасково, Свято-Троицкая церковь. Построена на месте разобранной Свято-Духовской церкви, освящена в 1906 году».

Свято-Духовская, церковь сошествия Святого Духа – вот оно первоначальное название церкви! А почему же ее переименовали? Неужели Святой Дух больше не сходит на наше старинное село? И я стал искать ответ на этот вопрос на бескрайних просторах Интернета.

Верх-Нейвинский приход

Деревня Тарасково первоначально не имело своего религиозного здания, и входило в Верх-Нейвинский приход. Он «был образован в 1834 году. С 1834 до 1874 года в состав прихода кроме деревень Пальниковой, Тарасковой, Мурзинки и Таватуя, входили деревни – Столбянская и Листвяная, а также и Рудянский завод. Но в 1874 году Рудянский завод, деревни Столбянская и Листвяная были причислены к Шуралинской Александро-Невской церкви, после этого отделения состав Верх-Нейвинского прихода остается без изменений до настоящего времени (1902 год – В.В.)

Все прихожане – великорусы. По преданию, в места, находящиеся в пределах Верх-Нейвинской заводской дачи, ссылались императором Петром Первым стрельцы – раскольники. Жители деревни Таватуя считают себя несомненными потомками сосланных стрельцов.

В настоящее время значительную часть населения в приходе составляют раскольники, преимущественно поморцы и вообще беспоповцы. Раскольники живут главным образом в самом заводе и деревнях – Таватуе и Мурзинке. Незначительное число их встречается в деревне Пальниковой. Род занятий большинства прихожан составляет обжигание угля для завода, добывание железной руды и торфа, или же промывка золота старательным способом. Незначительная часть работает в самом заводе. Земледелием совсем не занимаются, отчасти по непривычке к этого рода труду, но главным образом, вследствие непригодности почвы (каменистая0 и неблагоприятных климатических условий, не позволяющих вызревать хлебным произрастаниям. Число всех прихожан ныне простирается до 1515 душ обоего пола. Ныне существующий каменный однопрестольный в честь Святителя и Чудотворца Николая храм в заводе был заложен в 1859 году и закончен постройкою в 1878 году. В прежнее время, до 1834 года, в заводе была лишь часовня, которая на средства заводовладельца (А,И, Яковлева) была перестроена в однопрестольный деревянный храм во имя святителя Николая.

Этот храм существовал в первоначальном виде до 1882 года, в каковом году он и был упразднен, так как за ветхостью и по постройке нового, ныне существующего каменного храма он оказался лишним.

История постройки ныне существующего храма такова. По закладке храма в 1858 году, в период времени с 1858 по 1860 гг. на средства заводоуправления были возведены лишь стены храма до сводов. С уничтожением крепостного права заводовладельцы отказались от дальнейшей постройки храма на свои средства, почему в таком незаконченном виде храм находился до 1872 года.

С 1872 года заводоуправление взялось на свои средства поставлять материал для постройки храма, а плату рабочим общественным приговором постановлено производить из денежных сумм, часть полученных посредством вычета ¾ копейки из каждого заработанного рубля жителей прихода, и частью из добровольных пожертвований, собранных по книжкам. На эти средства храм и был окончен в 1870 году и в том же году освящен.

К Верх-Нейвинскому храму был приписан храм в деревне Тарасковой в честь Сошествия Святого Духа, перестроенный в 1870 (по другим данным – 1880 год – В.В.) году из деревянной часовни на средства жителей. В 1898 году от неосторожного обращения с огнем храм этот сгорел. Вместо сгоревшего храма при местной земской школе временно устроена часовня, куда перенесены уцелевшие от пожара иконы и иконостас и где ежегодно отправляются Богослужения в праздник Рождества Христова и на Пасхе – два дня. В деревне Пальниковой есть деревянная часовня во имя святого Пророка Ильи, построенная на средства жителей. В ней ежегодно 20 июля совершается Богослужение и крестный ход из нее на ключ для освящения воды…» Приходы и церкви Екатеринбургского уезда, Издательство Св. Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца, 1902 год)

Здесь сказано, что в Тарасково к Верхнейвинсчкой Никольской церкви «приписан храм в деревне Тарасковой в честь Сошествия Святого Духа, перестроенный в 1870 году из деревянной часовни на средства жителей».

Адрес-календарь Пермской епархии на 1877 год перечисляет все храмы и церкви второго округа Екатеринбургского уезда, в которой часовня в Тарасково не указана:

«418. Верх-Нейвинский завод, церковь Николаевская, прихожан 1581, раскольников – 298.

Единоверческие церкви

493. Верх-Нейвинский завод, церковь Воскресенская (533 прихожанина)».

Получается, что, судя по этому источнику, в Верх-Нейвинской волости на 1876 год (данные были за этот год) было всего две церкви – православная официальная Николаевская и единоверческая старообрядческая Воскресенская.

Екатеринбургская епархия

В 1886 году из 5 зауральских уездов образовалась Екатеринбургская епархия.

«Екатеринбургская епархия состоит из 5 уездов Пермской губернии – Екатеринбургского, Верхотурского, Ирбитского, Камышловского и Шадринского.

Общая цифра православного и старообрядческого населения епархии по отчетным сведениям 1908 года исчисляется в 1 457 204души обоего пола.

Число старообрядцев и сектантов, живущих в пределах епархии простирается до 49995 душ обоего пола». («Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1909 год» , 1909 год, Екатеринбург)

В «Адрес-календаре Екатеринбургской епархии за 1887 год» к восьмому округу Екатеринбургского уезда относились уже следующие церкви Верх-Нейвинской волости:

«77) Верхнейвинского завода Николаевская, каменная, построена в 1879 году от консистории… при сей церкви приписная Духовская, деревянная, построена в 1880 году деревне Тарасково, в 20 верстах от приходской церкви.

Единоверческие церкви Екатеринбургского уезда:

109) Верхнейвинского завода Николаевская каменная, построена в 1830 году от консистории, при сей церкви приписная Воскресенская, деревянная кладбищенская, освящена в 1848 году».

За десять лет Воскресенская стала приписной к Николаевской, которая была заново отстроена в кирпиче, а год основания у нее остался прежним – 1830 год. Получается небольшая нестыковка дат – Верхнейвинский приход образовался в 1834 году. Значит, до 1834 года Николаевская церковь была просто старообрядческой часовней, о чем сказано выше.

В Тарасково же была построена приписная к Николаевской церковь во имя Сошествия Святого Духа, которая в 1898 году сгорела. Временная часовня была построена при земской школе. Началось строительство каменной церкви. Подробности ее строительства скрыло время

Известно, что в 1899 году каменной церкви в селе еще не было. Об этом мы узнаем из следующего документа:

«В Тарасково насчитывается жителей до 600 человек; жители занимаются куренными и рудничными работами при Верх-Нейвинском заводе. В селении имеется школа и предполагается постройка каменной церкви вместо сгоревшей деревянной. (Стр. 156 «Путеводитель по Уралу», 1899 год., Екатеринбург, Издание газеты «Урал», издатель В. В. Чекан, типография ежедневной газеты «Урал».)
.

А теперь вернемся к сайту Свято-Троицкого мужского монастыря: «Тарасково, Свято-Троицкая церковь. Построена на месте разобранной Свято-Духовской церкви, освящена в 1906 году. Возвращена верующим в 1994 году…»

Получается, что только каменную церковь построили, как ее тут же стали разбирать и строить другую. Как то неаккуратно все это выглядит. И почему все-таки церковь переименовали, чем не понравилось название?

Часовня или церковь?

Ответ на эти вопросы находим в следующем официальном источнике - Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1909 год. Екатеринбург, типография А. М. Жукова.

В ней черным по белому на странице 37 напечатано в перечне официальных православных храмов:

«Завод Верх-Нейвинский на реке Нейве, церковь Николаевская с часовнями:

В деревне Пальниковой, что в 22 верстах – Ильинская.

Тарасковой (в 17 верстах) – Свято-Духовская»

Ни о какой Свято-Троицкой церкви в этом списке не пишется, хотя она была (по информации сайта Свято-Троицкого монастыря) освящена в 1906 году – за три года до публикации справочной книжки. И еще получается, что вместо церкви в селе Тарасково была построена часовня.

В деревнях Таватуй и Мурзинка (на берегу Исетского озера), относящиеся к Верх-Нейвинскому приходу, часовен не было.

А вот в соседних деревнях, которые нынче принадлежат Новоуральскому городскому округу часовни были:

«Завод Верхне-Тагильский. Церковь Знаменская с часовней в деревне Воробьи (в 20 верстах) – Успенская.

Завод Билимбаевский при реке Билимбаихе и Чусовой – Троицкая с часовнями:

В Битимке (в 4 верстах) - Николаевской, в Черемше (в 12 верстах) – Михайловской, Починковой (в 14 верстах) – Петропавловской».

Казус с Ильинской часовней

Казус – это случайное событие, которое не может быть предусмотрено в данном случае.

С Ильинской часовней, которая находится в Пальниках в документе «Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1909 год» как раз произошел такой случай – эта часовня прошла как по официальным православным спискам, так и по старообрядческим единоверческим. Читаем на странице 69:

«Единоверческий округ. Завод Верх-Нейвинский на реке Нейве, Николаевская с приписной Воскресенской кладбищенской и часовней Ильинской в деревне Пальниковой в 12 верстах».

В этой «ошибке» можем предполагать объяснение переименованию современными монахами старой Свято-Духовской часовни – она была старообрядческой, возможно, как и все часовни нашей округи. Дело в том, что в это время, в конце XIX начале XX веков, из официального православия переходили в раскол целые приходы.

Об этом мы узнаем из адрес-календаря Пермской губернии на 1894 год:

«По сведениям полицейских властей общее число раскольников в Пермской губернии в 1892 году составило 135084 человек, среди которых 64525 мужчин и 70560 женщин. В отчетном году в губернии возвратилось из раскола в православие 320 человек.

По сведениям канцелярии губернатора в течение 10 последних лет число обращенных к православию в среднем за год составляет 233 человека. В то время как ушедших в раскол составляет 3427 человек ежегодно».

Число раскольников росло и это не могло тревожить официальную церковь, но чтобы скрыть такое положение вещей губернские писари не уступали в своем креативном подходе к подсчету нашим секретарям избирательных комиссий. Раскольников было значительно больше, чем показывала статистика. Читаем далее:

«Это предположение (о том, что в действительности раскольников больше, чем официально подсчитано-В.В.) находит подтверждение и в подворной переписи, произведенной в Красноуфимском уезде местной земской управой в 1888-91 годах, согласно которой общая цифра проживающих в Краснуфимском уезде последователей всех толков и сект определилась в 18821 д. обоего пола (9204 м. и 9617 ж.), тогда как по полицейским сведениям, имеющимся в Губернском Статистическом Комитете за 1882 год, раскольников показано в городе Красноуфимске и уезде только 9459 душ обоего пола. По сведениям же Пермской духовной консистории за 1892 год, доставленных в канцелярию губернатора показано раскольников в Красноуфимском уезде всего 3557 душ обоего пола». (Состояние раскола в Пермской губернии за 1892 год, «Адрес-календарь и памятная книжка Пермской губернии на 1894 год, Пермь, типография П. Ф. Каменского)

Вполне возможно, что изначально Свято-Духовская церковь в деревне Тарасково была старообрядческой, или впоследствии стала такой. Только этим можно объяснить переименование Свято-Духовской церкви в Свято-Троицкую. Только почему об этом молчит официальное православие? В истории известны случаи, когда приделы (пристроенная самостоятельная изолированная от основного прихода церковь) основной церкви соединялись внутри в одно помещение, и весь храм после объединения помещений носил имя основной церкви. И делалось это с разрешения прихожан. Но чтобы переименовать одну церковь, в смысле одно и то же религиозное здание – для этого необходимы очень веские причины. Статус бывшей старообрядческой часовни – это подходящий аргумент для официального православия, чтобы церковь переназвать, перекрестить и дать ей другое имя. А кто прихожан-селян когда-то у нас спрашивал?

P.S. Я не ставлю целью кого-то опорочить, или в чем-то кого-то обличить. Цель написания этой статьи – поиск истины. Я думаю, что и прихожанам Свято-Троицкого монастыря и самому монастырскому причту, истина не будет в тягость. Благодать – это в том числе дать истину, чтобы истина была во благо. Поэтому… «господа, отцы и братия!» «оже ся где буду описал, или переписал, или не дописал, чтите, исправляя, Бога деля, а не кляните».





Автор Владимир Волков
26.06.2015
Просмотров: 2170





Новости и Статьи

Защита собственника – дело рук самого собственника

Защита собственника – дело рук самого собственника

Каждый собственник может самостоятельно защитить себя от ряда схем, используемых мошенниками

Кадастровая палата помогает экономить время и деньги

Кадастровая палата  помогает экономить  время и деньги

...подать заявку и получить документы вы можете в своем населенном пункте...

Собственный удостоверяющий центр Кадастровой палаты

Собственный удостоверяющий центр Кадастровой палаты

Собственный удостоверяющий центр Кадастровой палаты

Итоги работы за 9 месяцев 2017 года

Итоги работы за 9 месяцев 2017 года

Кадастровая палата по Свердловской области подвела итоги работы за 9 месяцев 2017 года

Портал Росреестра позволяет узнать информацию об объекте недвижимости

Портал Росреестра позволяет узнать  информацию об объекте недвижимости

Любой учтённый объект недвижимости имеет уникальный код под названием кадастровый номер

Свердловчане экономят свое время при получении услуг Росреестра

Свердловчане экономят свое время при получении услуг Росреестра

Все больше Свердловчан используют услуги Росреестра в электронном виде.

Кадастровая палата по Свердловской области возвращает деньги

Кадастровая палата  по Свердловской области  возвращает деньги

Кадастровая палата по Свердловской области возвращает деньги

Декларация на бланке 2-ШК - просто и надежно

Декларация на бланке 2-ШК  - просто и надежно

воспользоваться технологией бланков с двухмерным штрих-кодом (2-ШК)

"Жизненные ситуации" решает Кадастровая палата

"Жизненные ситуации" решает Кадастровая палата

вам поможет сервис "Жизненные ситуации" на сайте Росреестра

Дни открытых дверей для налогоплательщиков – физических лиц

Дни открытых дверей  для налогоплательщиков – физических лиц

Дни открытых дверей для налогоплательщиков – физических лиц

Руководство Кадастровой палаты по Свердловской области приняло активное участие в IХ Международном форуме «Юридическая неделя на Урале»

Руководство Кадастровой палаты по Свердловской области приняло активное участие в IХ Международном форуме «Юридическая неделя на Урале»

Юридическая неделя на Урале

Наша кнопка

Праздники сегодня


VIP объявления


ВАКАНСИИ Новоуральского Центра занятости на 19 ноября

ВАКАНСИИ Новоуральского Центра занятости на 19 ноября


аппаратчик 4 артист (кукловод) театра кукол 1 бармен 2 бухгалтер 1 ветеринарн...

Контакты: Адрес: ул. Корнилова, дом 2. Тел. : +7 (34370) 6-91-38
 

Ремонт квартир от А до Я

Ремонт квартир от А до Я


Ремонт квартир от А до Я

Контакты: 7-53-89
 

Новые комментарии

[15.06.2017]
В Новоуральске прошла вечеринка для молодоженовИван: Классная статья...
[15.06.2017]
Трудности и победы российского туристического бизнесаИван: Интересная......
[12.02.2017]
Новоуральцы, меняем пропуска! Фото на новый пропуск всего за 90 руб. в салоне "КОПИРКА"Владимир: Это же элементарно! Просто ставить отметку, что пропуск не сдан в утилизацию, а оставлен у его хозяина. Нет......
[12.02.2017]
Новоуральцы, меняем пропуска! Фото на новый пропуск всего за 90 руб. в салоне "КОПИРКА"Владимир: Если житель Новоуральска захочет оставить старый пропуск на память (например фотка ему оч нравится, да мало......

doskavery светло доскавери подержаное подержаный фьюжн серый авторынок машина новоуральск воители книги литература отчетность перевозки работа опыта подработка удаленная дозатор напорный пожарный рядом соток деревней толмачёво участок грузчики склад оптовый требуються огнезащита покрытие базальтовые материалы ремонт комната ванная плитка неодимовые

Для комфортного доступа к этому сайту, в вашем браузере должен быть включен JavaScript