Расширенный поиск Новости и Статьи Контакты Свежие объявления Подать объявление Русский English rss

Параметры поиска
Стоимость (RUB)


Станции Тарасково, Билимбай и Таватуй…

Технический прогресс, начавшийся с изобретения парового двигателя, стремительно менял средства передвижения всего человечества. После лошадей первым механическим транспортным средством его заменившим стал паровоз.

Первая железная дорога в России, которая связывала два населенных пункта, была открыта 30 октября 1837 года – она прошла между Санкт- Петербургом и Царским село. Длина ее 27,5 км, ширина колеи – 1829 мм.

Однако самая первая паровая железная дорога в России появилась еще в 1834 году у нас на Урале. Ее построили крепостные умельцы-самородки Ефим Черепанов и его сын Мирон на Нижнетагильском металлургическом заводе. Ими же были построены и два паровоза для этой дороги.

16 августа 1851 года — из Петербурга в Москву построена двухпутная Николаевская железная дорога: Николаевский вокзал Санкт-Петербурга — Николаевский вокзал Москвы. Первые два поезда перевезли по два батальона лейб-гвардии Преображенского и Семёновского полков. Никто не пострадал.

Вопрос о необходимости проведения железной дороги у нас на Урале стали решать уже в начале 60-х годов.

В 1861 г. генерал-майор Рашет издал брошюру о необходимости проведения такой дороги. К этому мнению присоединился и пермский губернатор Струве, который 5 декабря 1867 г. сделал представление министру путей сообщения о разрешении открыть в Перми комитет для обсуждения вопроса об Уральской железной дороге. Разрешение было получено, и 10 декабря следующего 1868 года в Перми открылся комитет для обсуждения вопроса о проведении железной дороги между бассейнами Волги и Оки. Комитет высказался за «желательность» проведения дороги.

Пять лет прошло в переписке с Министерством путей сообщения и в разведках относительно продолжения пути, и только 18 ноября 1873 года был Высочайше утвержден устав «Общества Уральской горнозаводской железной дороги», а 22 февраля 1874 года Высочайше разрешено приступить к постройке Уральской железной дороги от Перми до Екатеринбурга с ветвью к Луньевским каменноугольным копям. Строителем дороги был П. И. Губонин, бывший крепостной, получивший за свои заслуги дворянское звание и герб, девизом которого были слова «Не себе, а Родине!».

Уже 24 августа 1878 г. открыто было движение по Уральской горнозаводской железной дороге между Пермью и Чусовой, а 1 октября того же года торжественно открыта вся дорога от Перми до Екатеринбурга на протяжении 468 верст.

А 23 сентября 1879 года открылась для движения Луньевская линия, длиною 195,04 версты, которая соединяла станцию Чусовскую со станцией Березники, и Луньевская линия – от Александровского завода до станции Луньевка.

На всем протяжении железной дороги были построены станции с пассажирскими вокзалами и башнями для заправки паровозов водой, а также остановочные пункты, где остановившийся поезд ждал встречный – разъезды.

Эта первая на Урале железная дорога замечательна тем, что проходила в непосредственной близости от нашего села Тарасково. И не только этим.

Читая печатные материалы прошлого об этой дороге можно узнать много необычного.
Наверное, каждый любопытный пассажир, ездивший на электричке от Нижнего Тагила до Екатеринбурга, проезжая станцию Таватуй задавался вопросом: «А почему эта станция так называется? Ведь до озера Таватуй путь не близкий».

И, действительно, стоит станция не на озере Таватуй и, казалось бы, никакого отношения к его названию не имеет. Оказывается, современное название станции Таватуй имеет очень интересную историю своего появления.

Для этого обратимся к документам прошлого: «Село Тарасково расположено в 17 верстах от Верх-Нейвинского завода и в 5 верстах от станции Тарасково железной дороги. В Тарасково насчитывается жителей до 600 человек; жители занимаются куренными и рудничными работами при Верх-Нейвинском заводе. В селении имеется школа и предполагается постройка каменной церкви вместо сгоревшей деревянной». (Стр. 156 «Путеводитель по Уралу», 1899 год., Екатеринбург, Издание газеты «Урал», издатель В. В. Чекан, типография ежедневной газеты «Урал».).

С открытием Уральской горнозаводской железной дороги ее станции стали служить точкой отсчета до близлежащих заводов. Так в этом же документе находим:
«В 42 верстах от Билимбаевского завода и в 73 верстах от ст. Тарасково Пермь-Тюменской железной дороги, в стороне от большого Сибирского тракта, находится Нижнее-Сергинский чугунно-плавильный и железоделательный завод, принадлежащий товариществу Сергинско-Уфалейских горных заводов». (Там же стр. 200)

Судя по документам того времени нынешняя станция Таватуй называлась станцией Тарасково в течение 25 лет – с момента постройки до 1903 года.
Получается, что свое название получала от ближайшего селения, до которого транспортное сообщение оставалось прежним – на лошадях. Видимо за таким населенным пунктом закреплялись и работы по обслуживанию станции.

Следует заметить, что в словаре Брокгауза и Эфрона, выпущенного в конце XIX века, Тарасково значится только как станция и на фрагменте карты из этого словаря села Тарасково мы не находим, а только станцию. Кстати, здесь же обозначен населенный пункт Билимбай, который значится отдельно от Билимбаевского завода. Это – или опечатка, или повод задуматься и начинать новые архивные поиски.



Таким образом, станция Тарасково с открытия железной дороги в 1878 году и до начала двадцатого столетия, когда была переименована в станцию … нет, не Таватуй. Она была переименована до этого в станцию… Билимбай.

Все эти перемены названия железнодорожной станции между остановками Верх-Нейвинск и Исеть мы узнаем из Адрес-календарей Пермской губернии, выходивших ежегодно. Эти ежегодники официальной справочной информации печатались в 89 губерниях и областях Российской Империи с середины 1830-х до 1917 года (В Пермской губернии с 1863 года) и выпускались местными официальными лицами и органами внутренних дел. Кроме прочей официальной информации в Адрес – календаре Пермской губернии печаталось расписание поездов по железнодорожной линии Челябинск – Пермь, проходившей по Уральской горнозаводской дороге.

В 1907 году «для спрямления пути» было начато строительство железной дороги Пермь — Кунгур — Екатеринбург, движение по которой началось с 1 ноября 1909 года. Это дорога проходила и через Билимбаевский завод. Могла возникнуть путаница в названиях. Поэтому, уже с 1908 года станция Билимбай, бывшая станция Тарасково, стала называться станцией Таватуй, название которой не меняется уже более ста лет.





Автор Владимир Волков (житель села Тарасково)
25.06.2015
Просмотров: 1364





Новости и Статьи

Франчайзинговые программы для B2C и B2B рынков разработала «Первая мебельная фабрика»

Франчайзинговые программы для B2C и B2B рынков разработала «Первая мебельная фабрика»

Во всех крупных городах РФ и странах СНГ откроются представительства «Первой мебельной фабрики»

Повышение правовой грамотности – залог успеха

Повышение правовой грамотности – залог успеха

Повышение правовой грамотности – залог успеха

Кадастровая палата закрывает офисы в Свердловской области

Кадастровая палата закрывает офисы  в Свердловской области

прекращается прием и выдача документов на предоставление государственных услуг Росреестра

Сформировать "платежку" поможет сайт налоговой службы

Сформировать "платежку"  поможет сайт налоговой службы

Ошибки в платежных поручениях - случай нередкий

В кабинет ККТ можно будет войти через личный кабинет налогоплательщика

В кабинет ККТ можно будет  войти через личный  кабинет налогоплательщика

В кабинете ККТ налоговыми органами будут размещаться следующие документы (информация, сведения):

Компания «Балтика» предложила решение по раздельному сбору упаковки и мусора

Компания «Балтика» предложила решение по раздельному сбору упаковки и мусора

Развитию системы раздельного сбора отходов в России содействует «Балтика»

Каждому кадастровому инженеру - «Личный кабинет»

Каждому кадастровому инженеру -  «Личный кабинет»

Каждому кадастровому инженеру - «Личный кабинет»

Круглосуточные консультации для уральцев

Круглосуточные  консультации  для уральцев

Круглосуточные консультации

Пенсионный фонд Российской Федерации предупреждает о новом виде мошенничества

Пенсионный фонд Российской Федерации предупреждает о новом виде мошенничества

о новом виде мошенничества

Защита собственника – дело рук самого собственника

Защита собственника – дело рук самого собственника

Каждый собственник может самостоятельно защитить себя от ряда схем, используемых мошенниками

Кадастровая палата помогает экономить время и деньги

Кадастровая палата  помогает экономить  время и деньги

...подать заявку и получить документы вы можете в своем населенном пункте...

Наша кнопка

Праздники сегодня


VIP объявления


Паста ГОИ ( типа ПХЗ ) № 1. № 2. № 3. № 4. Полировальная в брусках зеленая.

Паста ГОИ ( типа ПХЗ ) № 1. № 2. № 3. № 4. Полировальная в брусках зеленая.


Паста ГОИ (Паста ПХЗ) — шлифовочная и полировочная паста на основе сесквиоксида хрома. Паста ГОИ ...

Контакты: Москва. 8(906) 7411660 Михаил
 

ВАКАНСИИ Новоуральского Центра занятости на 24 декабря

ВАКАНСИИ Новоуральского Центра занятости на 24 декабря


профессия мест аппаратчик 4 бармен 2 бухгалтер 1 вакуумщик-испытатель 5 -6 ра...

Контакты: Адрес: ул. Корнилова, дом 2. Тел. : +7 (34370) 6-91-38
 

Новые комментарии

[15.06.2017]
В Новоуральске прошла вечеринка для молодоженовИван: Классная статья...
[15.06.2017]
Трудности и победы российского туристического бизнесаИван: Интересная......
[12.02.2017]
Новоуральцы, меняем пропуска! Фото на новый пропуск всего за 90 руб. в салоне "КОПИРКА"Владимир: Это же элементарно! Просто ставить отметку, что пропуск не сдан в утилизацию, а оставлен у его хозяина. Нет......
[12.02.2017]
Новоуральцы, меняем пропуска! Фото на новый пропуск всего за 90 руб. в салоне "КОПИРКА"Владимир: Если житель Новоуральска захочет оставить старый пропуск на память (например фотка ему оч нравится, да мало......

штамповка шатуны горячая карданных передних кулаки крестовины валов рессоры объёмная кованые подшипников напольная настенная магазин плитка интернет керамикы мозаика гранит канадского котят питомник недорого сфинкса сфинкс египетские клубные скорпион канадский доставка фараонов элитные ворот балашиха автоматика херманн ворота hormann гаражные

Для комфортного доступа к этому сайту, в вашем браузере должен быть включен JavaScript